Bossa nova (Jobim, Getz, Gilberto, etc.)

Предлагаю высказываться о другом великом мастере саксофона. Stan Getz развивал б...
   
Сообщений: 725
Предлагаю высказываться о другом великом мастере саксофона. Stan Getz развивал босса-нову - стиль, объединивший джаз с бразильской этнической музыкой - вместе с Antonio Carlos Jobim, Joao & Astrud Gilberto. Кто не знает их знаменитые Corcovado и Girl From Ipanema???
Сообщений: 46
Тенор-саксофонист Стэн Гетц по прозвищу "The Sound" smile Нельзя сказать, что он занимался только боса-новой и развивал только её. Но самым запоминающимся, особым отрезком в его творческой биографии стал именно период работы в этом стиле (примерно с 1962 по 1966 годы). Записи с Жоао Джильберто и Антонио Карлосом Жобимом, с гитаристами Чарли Бёрдом и Луизом Бонфа, оркестрами Лауриндо Алмейды и Гари Макфарленда увековечили его имя.
Сообщений: 725
Босса-нова (также босанова, порт. bossa nova) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей хиппи. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антониу Карлуш Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жилберту.

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антоньо Карлуш Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Cano do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковаду» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Источник: www.wikipedia.org
Сообщений: 979
Небесполезно будет послушать программу Д. Савицкого из "49 минут джаза", (радио "Свобода") посвященную Bossa Nova.
см.
http://www.svoboda.org/programs/JZ/
найти в списке
Боса-нова и джаз; влияние бразильской музыки на джаз [29-05-99]

С уважением,
Один из почитателей
Екимов Александр
Сообщений: 725
2 Александр Екимов:
Спасибо за ссылку! Там, кстати, и о Барбиери, и о Гетце есть))
Сообщений: 725
Очень не плохая, на мой непритязательный joke взгляд, русскоязычная страничка о Жобиме:
http://www.jazzpla.net/biografy/AntonioCarlosJobim.htm
Сообщений: 725
ДЕВУШКА С ИПАНЕМЫ
(порт. Garota de Ipanema, англ. The Girl from Ipanema) была признана лучшей песней в ритме босса-нова, пик её популярности пришёлся на середину 1960-х. Эта песня была написана в 1962 году, музыка Антониу Карлуша Жобима и текст Винисиуша де Мораиша на португальском. Позже появился английский вариант текста, написанный Норманом Джимбелом.
«Девушка с Ипанемы» также находится на втором месте по числу отличающихся записей, и уступает только легендарной битловской «Yesterday». Первая коммерческая запись была сделана в 1962 году Пери Рибейру (Pery Ribeiro). Версия в исполнении Аструд Жилберту (порт. Astrud Gilberto) под аккомпанемент Стэна Гетца (Stan Getz) (1963 год, альбом Getz/Gilberto) стала международным хитом. Эту тему исполнял знаменитый джазовый пианист Эрролл Гарнер и многие другие музыканты.
В 2004 году этот вариант вошёл в число пятидесяти композиций, отобранных Библиотекой Конгресса США для добавления в национальный реестр (National Recording Regisrty).

Источник: Wiki
Сообщений: 725
"Garota de Ipanema"

Olha que coisa mais linda,
mais cheia de graa
ela menina
que vem que passa
Num doce balano
caminho do mar.
Moa do corpo dourado
do sol de Ipanema
O seu balanado
mais que um poema
a coisa mais linda
que eu j vi passar.
Ah, porque estou to sozinho
Ah, porque tudo to triste
Ah, a beleza que existe
A beleza que no
s minha
que tambm passa sozinha.
Ah, se ela soubesse
que quando ela passa
O mundo sorrindo
se enche de graa
E fica mais lindo
por causa do amor.
Сообщений: 725
"The Girl from Ipanema"

Tall and tan and young and lovely
The girl from ipanema goes walking
And when she passes, each one she passes goes — ah
When she walks, shes like a samba
That swings so cool and sways so gentle
That when she passes, each one she passes goes — ooh
(ooh) but I watch her so sadly
How can I tell her I love her
Yes I would give my heart gladly
But each day, when she walks to the sea
She looks straight ahead, not at me
Tall, (and) tan, (and) young, (and) lovely
The girl from ipanema goes walking
And when she passes, I smile — but she doesn’t see (doesn’t see)
(she just doesn’t see, she never sees me,…)
Сообщений: 725
Музой этой песни считается Элоиза Пинейру, в то время — 18-летняя девушка из элитного района Ипанема в Рио-де-Жанейро. Каждый день по пути на пляж она проходила мимо популярного кафе «Велозу» (Veloso), где ею любовались постоянные посетители Мораиш и Жобим.
Изначально эта песня создавалась для музыкальной комедии «Дирижабль» (порт. Dirigvel) и называлась «Девушка, проходящая мимо» («Menina que passa»), да и первый куплет существенно отличался.
Эта песня принесла миллионы лицензионных отчислений, однако сама Элоиза ничего из них не получила. Когда она попыталась открыть магазин одежды с названием «Девушка с Ипанемы», то наследники соавторов песни подали в суд, и Элоиза была вынуждена изменить название своего магазина. Зато теперь бар «Велозу» называется «Девушка с Ипанемы», а улица, на которой он находится, названа именем де Мораиша.
Сообщений: 725
ИНТЕРЕСНО...

В 60-е годы, начиная с альбома "Sinatra/Jobim", на английском языке была осуществлена незабываемая серия совместных проектов с Фрэнком Синатрой. В них сдержанная элегантность музыки Жобима заставляла Синатру смягчать его тягу к пафосности исполнения. "В последний раз я пел так нежно, когда был болен ларингитом", - сказал Синатра после окончания их совместной записи песни "Dindi".

Источник:http://www.simen.ru/biography/antonio_carlos_jobim/
Сообщений: 725
"Garota de Ipanema" (история)

Мелодия песни "Garota de Ipanema" была написана в 1962 году бразильским композитором Антониу Жобимом (Antonio Carlos Jobim), автором слов выступил друг Жобима - известный поэт, музыкант и дипломат Винисиуш де Мораеш (Vinicius de Moraes). Уже к середине 60-х песня становится мировым хитом, а в 1965 году завоёвывает премию Грэмми как "Record of the Year". Позже, в 1967 году, для американской версии песни в исполнении Фрэнка Синатры ("The Girl from Ipanema") появился английский художественный перевод, автором которого стал Норман Джимбел (Norman Gimbel).

Музой-вдохновительницей "Девушки с Ипанемы" считается Элоиза Пинейру (Heloisa Pinheiro, born Heloisa Eneida Menezes Paes Pinto, 1945), в то время — пятнадцатилетняя девушка, жившая на улице Montenegro Rue в элитном пригородном районе Ипанема, что в Рио-де-Жанейро. Юная Элоиза, каждый день по пути на пляж проходила мимо популярного кафе "Велозу" ("Veloso"), где частенько посиживали Антониу Жобим и его друг Винисиуш. Мужчины, каждый раз, просто не могли глаз оторвать от юной красавицы и, говорят, по легенде, именно в этом кафе - чуть ли не на салфетке, Жобим и набросал первые аккорды этой знаменитой песни.

По другой, более скучной версии, изначально эта песня создавалась для музыкальной комедии "Дирижабль" ("Dirigivel") и называлась "Девушка, что проходит мимо» ("Menina que passa"), да и первый куплет существенно отличался.

Как бы оно ни было, но посетители кафе "Велозу", действительно хорошо знали высокую, стройную, с золотистым загаром девушку, которая регулярно, делая покупки в магазинах, заходила в это заведение, чтобы купить сигарет для своей матери. Винисиуш де Мораеш вспоминает о ней как о прекрасной девушке c чуть грустным, задумчивым взглядом и сравнивает Элоизу с цветком и русалкой одновременно. Этим поэтическим образом красивой бразильянки, проходящей мимо, он пытался сказать об ускользающей природе красоты, о её неуловимости и, порою, недоступности... но, ведь тем она и приягательна и сладка.

Существует рассказ о том, что Жобим не раз встречался с с юной Элоизой и - даже - предложил ей руку и сердце, но получил отказ - красавица уже с 15 лет была обручена с парнем из соседнего района. К тому же, Антониу Жобим был женат, что Элоиза посчитала непреодолимым препятствием для их сближения.
Сообщений: 725
Дальнейшая жизнь девушки из Ипанемы сложилась неоднозначно счастливо. Она всё-же вышла замуж за того парня. Семейная жизнь налаживалась, у мужа был прибыльный стальной бизнес, сама Элоиза была домохозяйкой и воспитавала дочь. Все заманчивые предложения от кинокомпаний и модельных агентств ей пришлось отвергнуть. В Бразилии 60-х годов вообще считалось неприличным чтобы замужняя обеспеченная женщина работала, тем более в сфере бизнеса развлечений. Практически до 90-х годов власти в Бразилии закрывали глаза на такие вещи как убийство мужем изменившей ему жены...

Но, всё круто меняется в 1978 году. Фернандо, муж Элоизы, теряет заказы и терпит финансовый крах, потеряв почти все деньги. А в их семье уже четверо детей, и младший, сын Fernando Jr. от рождения имеет массу медицинских проблем. Нужны большие деньги и Элоиза, наплевав на общественное мнение, принимает все выгодные контракты. Она участвует в развлекательных телепрограммах, работает ведущей ток-шоу на радио, участвует в парадах и конкурсах красоты, которые, впоследствие, сама и организовывает. Она зарабатывает неплохие деньги снимаясь в 1987 году для журнала "Playboy" (Brazilia), и в свои 42 года становится "девушкой месяца".

В своей автобиографии "Por Causa do Amor", изданной в 1996 году, она пишет насколько трудно ей было пойти на этот шаг - коммерциализацию романтического образа "Девушки с Ипанемы", сделав его источником дохода для семьи:

“I never wanted to use it that way”, she said. “It was a romantic thing, a gift of love. I never wanted to commercialize it. Out of respect I didn’t want to exploit it”.

Но, у неё не было выбора - лечение младшего сына и образование старших детей требовали больших денежных затрат.

"Ты сдвинешь горы, если это будет необходимо для счастья твоих детей", - именно эти слова она не раз повторяла себе.

В конце концов она открывает собственное модельное агентство и это становится её собственным бизнесом, приносящим хороший доход. C 2001 года Элоиза Пинейру, давно уже став Элу Пинейру (Helo Pinheiro), держит в Сан-Паулу и Рио фирменные бутики пляжной одежды и аксессуаров для женщин, где предлагает свой модный стиль от "Garota de Ipanema". В интернете есть даже её сайт, на котором вы можете сделать свой заказ онлайн: garotadeipanema.com

Сегодня "девушка из Ипанемы" живёт со своей семьёй в Сан-Паулу. Старшие дочери встали на ноги и больше не требуют от Элоизы такого напряжения сил. Ее дочь Kiki, бросив модельный бизнес, стала предпринимателем, вторая дочь, Georgiani - дипломированный психолог, а красотка Ticiane до сих пор является успешной супермоделью. О муже нашей героини, Фернандо, информация скудна, но, вроде он жив и здоров и вполне неплохо устроился под крылышком преуспевающей супруги.

Кафе-бар "Велозу" ("Veloso"), находившееся на улице Montenegro, теперь носит название "Garota de Ipanema", а сама улица, где это заведение работает и по сей день, названа в честь одного из авторов песни - Винисиуша де Мораеша "Rua Vinicius de Moraes".

Вот такая история одной песни и её героини - девушки из района Ипанема...
Информация с сайта kpnemo.ru
В начало страницы  
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.