Лечение прикосновением.

Возьмемся за руки, друзья,Чтоб не пропасть поодиночке"(Б.Ш.Окуджава)
   
Сообщений: 388
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке"
(Б.Ш.Окуджава)
Сообщений: 388
Приди в мои объятия! Эту фразу нам следует повторять почаще. Ведь прикосновения, поглаживания, объятия обладают огромной жизненной силой, и это не эротическая фантазия, а научно доказанный факт.

Объятие первое – лечебное

Недавно Директор Института тактильных исследований при Майамском университете Тиффани Филд сделал поразившее американскую публику заявление: осязательный контакт между людьми не только приятен, но и полезен.

Во-первых, после объятий и у мужчин, и у женщин, участвовавших в экспериментах, наблюдалось увеличение окситоцина - гормона, который снимает депрессию, а также снижает кровяное давление, то есть уменьшает риск сердечных заболеваний. Во-вторых, прикосновения эффективно повышали уровень гемоглобина в организме. А поскольку гемоглобин - это пигмент крови, переносящий кислород от органов дыхания к тканям, то повышение его уровня укрепляет весь организм, усиливает иммунитет и ускоряет выздоровление от болезней.

Дошло до того, что американские врачи, вооружившись новыми знаниями об «обнималках», стали выписывать пациентам вот такие рецепты: «Настоятельно рекомендую четыре-пять объятий в день».

Объятие второе – вдохновляющее

Творческие люди полагаются на собственную интуицию и давно используют объятия, не дожидаясь докторов... Альберт Эйнштейн, когда в работе наступал ступор и ни одна гениальная идея не приходила в голову, звал жену и просил... обнять его. Прикосновение любимой женщины дарило ему новый заряд энергии. Не иначе как теория относительности, так и была открыта.

Пикассо, хоть был художником, а не ученым, поставил тактильные контакты на научно-методическую основу. Если Муза задерживалась в пути слишком долго, прославленный испанец отправлялся на массаж спины. Пара-тройка сеансов, и глядишь, новый шедевр к выходным готов.

Автор знаменитых детективных историй Жорж Сименон, когда рука не тянулась к перу, а перо к бумаге, посещал маникюрный салон. По собственному признанию писателя, его совершенно не волновала краса ногтей. Настоящей целью было получить порцию ласковых прикосновений тоненьких пальчиков молоденьких маникюрш.

Объятие третье – виртуальное

В наш век, когда люди все больше общаются с компьютером, а не друг с другом, проблема тактильного контакта встала с особой остротой. Сингапурский ученый Джеймс Те напряг умы своих коллег и разработал диво дивное - костюм «для объятий на расстоянии». Пока виртуальные объятия происходят так: на человека, участвующего в эксперименте, надевается жилет со встроенными сенсорными датчиками. В этом наряде его снимают видеокамерой, а изображение через Интернет передают на специальный терминал, по которому за ним наблюдают исследователи. И не просто наблюдают за двигающейся картинкой, конечно, но и дотрагиваются до нее.

Прикосновения преобразовываются в сигналы, отправляются к объекту эксперимента и воспроизводятся в виде колебаний жилета. Ощущения у человека те же, что и при реальных объятиях. Правда, пока они носят односторонний характер. «Объект» исследования на данной стадии разработки не может в ответ «прижать» к волшебному жилету своих приставучих исследователей. Но те во главе с сингапурским ученым не отчаиваются. Они убеждены, что их изобретение будет иметь огромный спрос на рынке. Родители, уехавшие в командировку, наконец-то смогут «обнять» на расстоянии своих малышей на ночь. А разлученные волею судьбы влюбленные - хоть иногда «прикоснуться» к предмету своей страсти. Другое дело, что, попробовав «хоть иногда», рискуешь начать реально жить в виртуальном мире. Начнешь с «обнималок», а там, глядишь, ученая мысль и дальше пойдет...
Сообщений: 388
Ребенок просится «на ручки», мать гладит дитя по головке, друг ободряюще похлопает по плечу в трудную минуту, влюбленные целуются, больной просит, чтобы его подержали за руку… Что общего между этими разнообразными проявлениями телесности?

Все это – проявление базовой социально-биологической потребности к телесным контактам, проще сказать, потребности в прикосновении.

Потребность эта по преимуществу неосознаваемая, но ее нереализованность вызывает психологический дискомфорт в той или иной степени, начиная с чувства заброшенности, покинутости, одиночества и кончая мощнейшими депрессиями, вплоть до суицида. Безусловно, эта потребность теснейшим образом связана с другими базовыми потребностями, такими, например, как потребность в защите и безопасности, в социальном одобрении, в самоутверждении, в любви и дружбе… Фактически потребность в прикосновении – это потребность во взаимодействии с другим или другими предпочтительно живыми объектами. Поэтому ее реализация равноценна признанию того, что ты защищен, востребован, представляешь собой некую ценность для других людей, что ты одобряем ими.

О том, насколько велика эта потребность во младенчестве, со всей очевидностью продемонстрировали эксперименты Г.Харлоу, который наглядно подтвердил предположения психологов о том, что материнские прикосновения и ласки влияют на способность человека любить и иметь близкие отношения с другими людьми в последующей его жизни, а стремление к «тактильной радости» бывает иногда сильнее, чем голод или жажда. Экспериментируя с новорожденными обезьянками, он обратил внимание, что детеныши очень привязываются к тряпичным подстилкам, покрывающим дно клеток. Малыши прижимались к ним и очень сердились и волновались, когда подстилки забирали, чтобы почистить. Г.Харлоу назвал эту потребность в тесном контакте с чем-то теплым и успокаивающим потребностью в контактном комфорте (contact comfort). Ученый пришел к выводу, что для воспитания младенцев более значимым оказывается не способность женщины вскармливать ребенка своим молоком, а частый и тесный физический («кожа к коже») контакт с матерью, так называемый контактный комфорт.
Сообщений: 388
А то, что дети нуждаются в физическом контакте с другими людьми было выявлено еще раньше, после первой мировой войны, когда обнаружили, что у детей, воспитывающихся в домах ребенка, в результате тактильной депривации формируется так называемый синдром госпитализма, который выражается в интеллектуальном, эмоциональном и даже физическом отставании в развитии от детей, воспитывающихся в семьях и получавших достаточно тепла от своих родителей.

Потребность в тактильной радости сохраняется у человека на протяжении всей жизни. Одна пожилая женщина с грустью сказала: «Когда становишься старой, никто к тебе больше не прикасается». Далеко не всегда люди осознают эту базовую потребность, но настойчиво стремятся ее реализовать. Ребенок, который просится на руки, не может объяснить, почему ему там комфортней. Он не понимает, но ощущает на родительских руках свою защищенность, подобно тому, как малыши семейства сумчатых прячутся в складку на теле матери в опасные моменты. Одинокие старики заводят кошку или собаку, чтобы рядом было живое существо, на которое можно было бы излить свою нежность и получить взамен ответную преданную ласку.

Существует предрассудок, что любое прикосновение сексуально окрашено. В действительности это не так. Даже животные физически контактируют не только при половом общении, а, например, в процессе грумминга. Детеныши обезьян спасаются от холода, прижимаясь к телу матери и т.д. У людей прикосновение тоже может совершенно не иметь сексуального подтекста. Секс – всего лишь один из видов прикосновения. Прикосновение может быть материнским и дружеским, сыновним и дочерним, братским и сестринским и т.п. Трудно не согласиться с Эндрю Вейлом, который утверждает, что дружеское прикосновение (объятия, похлопывание, поглаживание) – это прекрасная, успокаивающая, целительная разновидность отношений. В этом смысле приходится констатировать, что европейская культурная традиция относится к прикосновениям довольно-таки пуритански-ханжески. Кросс-культурные исследования показывают, что в обществах, где наблюдается сексуальная скованность и бедность физических контактов, гораздо больше развита тенденция к насилию. В сообществах, где сложилось более здоровое отношение к прикосновению, больше психического здоровья.
Сообщений: 388
Несмотря на значимость для человека физических контактов, европейская культура, испытывая сильнейшее влияние двухтысячелетней христианской традиции, не предоставляет достаточно широких возможностей для реализации этой базовой потребности. Пожалуй, чуть ли не единственно культурно одобряемым публичным прикосновением является рукопожатие (и то существуют некоторые этикетные ограничения). Поглаживания, объятия, тисканье, щипки, поцелуи, похлопывания обычны в обиходе людей достаточно близко знакомых между собой. К социально-приемлемым контактам относятся также танцы (но не всегда танцы предполагают физическое взаимодействие), занятия контактными видами спорта, прикосновение врача к больному, массажиста к пациенту, взаимодействие в ходе различных тренингов. В последнем случае прикосновения являются еще и важным средством повышения сплоченности коллектива.

В современном урбанизированном, технизированном информационном обществе с его ускоренными темпами жизни, резко возросли психоэмоциональные нагрузки на человека, увеличилось отчуждение людей друг от друга и связанные с отчуждением чувства покинутости, заброшенности, одиночества… Не каждый человек имеет возможность удовлетворить свою базовую потребность в телесном контакте в процессе кровно-родственных или дружеских взаимоотношений.

В древности существовала легенда о том, что у человека были глаза на кончиках пальцев. Может быть, поэтому наши руки до сих пор остались буквально зрячими – они «видят» то, что происходит в теле: мы инстинктивно прикладываем руку к своему больному месту, мы не всегда осознанно гладим ушибленное место ребенка, не только массажируя его, но и стремясь психологически облегчить его боль соучастием. Мы не можем рационально объяснить феномен целительства. Но факт остается фактом: китайский цигун, японское рейки, терапевтическое прикосновение (Т.П.) Долорес Кригер и другие практики оказывают положительное клиническое воздействие и не только благодаря психотерапевтическому эффекту.

Для повышения психологической устойчивости человека, для физического и эмоционального здоровья общества, для компенсации жестокости западной культуры необходимо как можно шире использовать разнообразные практики телесно-ориентированной терапии, включая всевозможные виды массажа, танцевальную терапию, техники релаксации и разнообразные авторские методики, направленные на снятие телесных зажимов, облегчение болей, стабилизацию психоэмоциональной сферы… Ведь прикосновение – это так просто и так важно! От этого выиграют все, потому что в мире станет больше заботы, сострадания, тепла и любви.
В начало страницы  
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.